Том Карл Уилер

Псевдохристианство

Защита веры против лжеучений

Оглавление

1. Призыв к защите евангельской веры
2. Экуменические группы
3. Группы универсалистов
4. Культовые группы
5. Дополнительный обзор основных доктрин

1. Призыв к защите евангельской веры

Для всякого возрожденного христианина, который верит в абсолютный авторитет Библии во всех вопросах веры и жизни, не составляет труда распознать сущность любой нехристианской религии, или же безбожной, мирской системы мышления. Однако, столкнувшись с особенностями учений различных групп, притязающих на звание христианских, необходимо обладать большой духовной чуткостью, чтобы разобраться, в чем же конкретно эти учения противоречат основным доктринам христианской веры.

В настоящее время возрастает активность многих псевдохристианских групп. Библия предупреждает верующих о том, что лжеучения неизбежны, и что они будут проникать в церковь. Господь Иисус Христос предостерегает в отношении лжепророков, которые, по сути, являются "волками в овечьих шкурах" (Матф. 7:15-20). Апостол Павел предупреждает, что эти лжеучителя восстанут из среды самой церкви (Д. Ап. 20:28-30) и станут причиной разделений и заблуждений (Рим. 16:17-18). Делая вид, что они служители Христовы, но, на самом деле, являясь слугами сатаны (2 Кор. 11:3-4, 12-15), эти лжеучителя будут пытаться извратить суть благовествования (проповеди Евангелия Гал. 1:6-9) с целью смутить верующих (Еф. 4:11-15). Поступая, как враги Христовы (Филипп. 3:17-19), стремясь увлечь верующих мирскими философиями (Кол. 2:6-10, 16-23), эти, отступившие от веры (1 Тим. 4:1 -7) и обратившиеся от истины к басням и мифам (2 Тим. 3:13-4:4), лжеучителя будут насаждать ереси (Тит. 3:9-11). В своем втором послании Апостол Петр посвящает две главы предостережениям против лжеучителей, которые будут прилагать все усилия, чтобы обмануть верующих в Бога (2 Петра 2-3). Апостол Иоанн также неоднократно предостерегал против лжеучителей (1 Иоан. 2:18-26; 4:1-6; 2 Иоан. 7-11; Отк.. 2-3). Ап. Иуда предупреждает о вторжении в церковь (посредством обмана) противников истинной христианской веры (Иуды 3-4 ст).

Во свете всех этих предупреждений о лжеучениях, христиане, которые верят в безошибочность Библии, должны научиться отличать истинное от ложного. На основании Библии мы должны уметь распознать лжеучителей, должны уклоняться от них (Рим. 16:17-18), раскрывать их замыслы (1 Тим. 4:1-7; Откр. 2:1-6), обличать их (Тит. 1:9-16; 2 Тим. 4:1-4) и не допускать к участию в христианском общении (2 Иоан. 7-11; Тит. 3:9-11), защищая свою веру от их атак (Иуды 3-4). Но для того, чтобы уметь сразу же распознать подобные заблуждения, очень важно укорениться в познании основ учения христианской веры (Еф. 4:11-15; Евр. 5:12- 6:2).

В Библии освещены основы христианского учения, которые, представляя резкий контраст в сравнении с лжеучениями (Иуды 3-4; 2 Тим. 4:1-4), по сути своей (Евр. 5:12-6:2; Матф. 23:23), являются основными руководящими принципами как для христианского общения, так и для отделения от нечестия (Еф. 4:13-14; Рим. 16:17-18). В различных отрывках Нового Завета мы находим изложение Евангельского учения (напр. Луки 24:44-47; Д. Ап. 17:23-31; и 1 Кор. 15:1-4), где затрагивается вопрос: что необходимо человеку для спасения, и эти истины являются основополагающими. В Новом Завете излагаются основы исповедания веры (как напр. Рим. 10:9; 1 Иоан. 4:15; 1 Иоан. 1:8-10). Эти библейские формулировки вероисповедания и являются теми основами вероучения, которые не может не исповедовать каждый истинный христианин. Кроме того, во многих местах Нового Завета апостолы защищают основные евангельские доктрины от нападок лжеучителей (напр. Гал. 1:6-9; 2 Пет. 3:3-10; 2 Иоан. 7-11). Итак, эти доктрины являются основными и фундаментальными, а исповедание их отличает истинных верующих от лжехристиан. Анализируя десятки подобных новозаветных отрывков и подводя итог их содержанию, мы приходим к выводу, что основные фундаментальные доктрины можно разбить на четыре категории: (1) Слово Божие, (2) Личность Бога, (3) Божий Сын и (4) Божья благодать (см. прилагаемое в конце этой главы "Исповедание основ евангельской веры").

Изучив содержание христианских символов веры, которыми руководствовались последователи Христа на протяжении всего периода истории Церкви, приходишь к выводу, что, во все века, христиане, верующие в абсолютный авторитет Библии, признавали и исповедовали те же самые фундаментальные доктрины, о которых учит Библия. В символах веры раннего периода истории Церкви (например, в Апостольском, Никейском и др.), а также в различных протестантских исповеданиях более позднего периода (в Аугсбургском, Вестминстерском, Савойском, Ньюхемпшерском баптистском исповедании веры) изложены основные фундаментальные принципы (см. "Христианские символы веры" Филиппа Шафа). В современных символах веры фундаменталистов изложены те же основы вероучения, о которых учит Библия. Это те основы учения, без веры в которые невозможно ни принять спасение, ни иметь уверенности в спасении. Все эти доктрины так ясно изложены в Священном Писании, что каждый возрожденный, верующий в Библию христианин признает и принимает их (хотя, при этом, верующие могут расходиться во мнениях касательно толкований второстепенных вопросов).

В наши дни многие группы называют себя христианскими, однако при этом отвергают основные фундаментальные доктрины. Например, вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания. В учениях различных групп универсалистов, как например, унитаро-универсалистов и спиритистов, отвергаются основные фундаментальные библейские истины. Появилось много культовых систем, отступающих от основ веры. В их числе церковь "Христианской науки", свидетели Иеговы, мормоны, адвентисты седьмого дня, церковь унификации (объединения), группа "Международный путь" и всемирная Божия церковь. Эти лжерелигии представляют из себя то, что мы называем "псевдохристианством". То есть, хотя сами они называют себя христианами, однако их вера и практика свидетельствуют о том, что их вероисповедание ложно и не имеет ничего общего с христианством. Ввиду широко распространившегося влияния этих групп, мы еще усерднее должны "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Посл. Иуды 3, 4 ст), "остерегаясь" и "уклоняясь" от приверженцев лжеучений (Рим. 16:17, 18). В последующих главах мы рассмотрим, в чем же заключается суть отклонения от фундаментальных основ учения, а также те места из Библии, при помощи которых можно опровергать ложные учения этих групп.

Исповедание основ евангельской веры

Слово Божие - Я верю в полную богодухновенность и безошибочность каждого слова в рукописях подлинников Ветхого и Нового Заветов. Когда было завершено написание Нового Завета, откровение прекратилось, и никому не дано права что-либо прибавлять или отнимать от текста Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Библия является единственным абсолютным авторитетом во всех вопросах христианской веры и жизни. Каждый христианин имеет право на личное изучение Библии.

Личность Бога: Я верю в существование единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Духа Святого. Бог есть Дух и является Личностью, Он есть Бог вечный, бесконечный, вездесущий, всемогущий, всеведущий и премудрый, святой и любящий. Он является Творцом и Властелином всего существующего, и только Он один достоин поклонения от человека. При потопе Бог осудил и уничтожил водою прежний, грешный мир, а в грядущий День Господень Он подвергнет мир осуждению посредством огня.

Божья благодать. Я верю, что от впавшего в грех Адама каждый человек унаследовал греховную природу. По причине греха человек духовно разлучен с Богом и не в состоянии заслужить или заработать спасение. Спасение от греха дается исключительно по благодати и только через веру во Христа. Спасительная вера дарует человеку праведность пред Богом (оправдание), новое сердце (возрождение), прощение грехов, избавление от вечного осуждения. Дух Святой вселяется в сердце человека. Человек вступает в Божию семью и обретает вечную жизнь. Он имеет часть в грядущем воскресении и наследии в царстве Божием. Добрые дела и проявление любви к окружающим являются признаками, но не средствами спасения. Спасительная вера приводит к покаянию пред Богом, к новой жизни, которая проявляется в следовании за Сыном Божиим и послушании авторитету Божьего нравственного закона.

Божий Сын-. Я верю, что Иисус - обещанный Богом Мессия, о Котором было предсказано в Ветхом Завете, Единородный Сын Божий, во всем равный Отцу, единственный Спаситель и Господь всей вселенной. Он до конца Бог, и до конца человек. Иисус Христос родился от Девы, безгрешно жил на земле, творил чудеса, пролил Свою кровь на кресте и принес Себя в жертву, чтобы искупить человека от власти греха. Он воскрес из мертвых и вознесся на небеса, где стал главою Церкви, и теперь ходатайствует за Свой народ как Первосвященник. Он снова придет в теле, чтобы воскресить спасенных к вечной жизни, а погибших к вечному осуждению, чтобы, совершив суд над людьми, воцариться и создать новое небо и новую землю.

2. Экуменические группы

Вероучения различных экуменических групп (таких, как либеральный протестантизм, представленный во Всемирном Совете церквей, католицизм и Восточное православие) расходятся с основными догматами христианства. Их экуменическая направленность проявляется в стремлении объединить всех исповедующих христианство в один всемирный союз. В противовес провозглашенному в Библии Евангелию благодати Божией, либеральный протестантизм провозглашает "социальное евангелие", а католицизм и ортодоксальные группы придерживаются "церковных таинств". Однако, Священное Писание со всею строгостью предостерегает нас против тех, кто будет пытаться извратить благовествование (Гал. 1:6-9). Библия также призывает строить единство на основе здравого учения (Еф. 4:11-15; Рим. 16:17-18), а не на одном только исповедании (Матф. 7:15-23; Тит. 1:9-16).

Либеральный протестантизм: Всемирный совет церквей

Всемирный совет церквей был создан в 1948 году и объединил в себе большинство ведущих протестантских деноминаций мира. С самого начала руководство ВСЦ придерживалось либеральных, а не фундаментальных взглядов, отвергая богодухновенность Библии, ее безошибочность и абсолютный авторитет. Вот что исповедует ВСЦ:

"Авторитет Библии нельзя признавать непреложным и считать, что он принадлежит ей сам по себе... Авторитет Священного Писания становится реальным только в том случае, когда он подтверждается нашим жизненным опытом. Разделяющая черта между каноническими и неканоническими книгами Священного Писания весьма неопределенна и ненадежна... Все чаще привлекают внимание расхождения и даже явные противоречия между авторами Библии... На сегодняшний день ни один из текстов невозможно непосредственно применить ни к какому из злободневных догматических или этических вопросов... Мы никак не можем относиться к Библии, как к единственному и основному мерилу, к которому нам следует обращаться во всех возникающих в жизни ситуациях, (Женева, Всемирный совет церквей, 1940 г., стр. 6, 7, 11, 40).

[Обратите внимание на 2 Тим. 3.16-17; 4:1-4; Матф. 5:17-20; Иоан. 10:35; 17:17; Отк. 22:18, 19.]

Всемирный совет церквей утверждает, что входящие в него церкви исповедуют Иисуса Христа Сыном Божиим. Однако, следующее признание подрывает авторитет этого утверждения:

"Основополагающие доктрины не являются пробным камнем для испытания веры как церквей, так и отдельных лиц. Для Всемирного совета церквей не имеет значения, каким образом церкви истолковывают эти основы вероучения. Каждой церкви предоставлено право решать, станет ли она сотрудничать на таких условиях" ("Всемирный совет церквей", Женева, Всемирный совет церквей, 1948 г., стр. 182).

Многие либеральные протестантские богословы отвергали основополагающие доктрины о Христе, Его божественности, непорочном зачатии, чудесах, заместительной жертве и телесном воскресении. [Обратите внимание на Лук. 1:1-4, 26:35; Иоан. 8:24, 41-45; 20:26-31; 1 Кор. 15:1-4; 2 Иоан. 7-11.]

Применяя термины социального евангелия и теории политического освобождения, Всемирный совет церквей дает новое истолкование библейскому пониманию спасения, тем самым способствуя укреплению позиций марксистских революционеров.

Римско - католическое вероисповедание

Среди исповедующих христианство католики являются самой многочисленной группой. Руководство этой церковью осуществляется из Ватикана (г. Рим, Италия) и возглавляет ее папа римский. Положение, в котором на сегодняшний день находится римско-католическая церковь, обусловлено многовековыми преобразованиями. В ответ на протестантскую реформацию XVI века римско-католическая церковь окончательно закрепила свои доктринальные позиции на Триентском соборе, в 1545-1563 годах. Триентский собор отверг один из фундаментальных принципов оправдания чрез веру, и только чрез веру, в пользу сакраментального (основанного на таинствах) спасения. Вот что утвердил Римская Папа Пиус IV на 26 января 1564 г.:

"Если кто-либо станет утверждать, что для спасения нет нужды в таинствах Нового закона, что они второстепенны, и что, помимо таинств и стремления к ним приобщиться, возможно обрести у Бога благодать для оправдания чрез веру только, словно все таинства бесполезны для человека: да будет анафема... Если кто-либо утверждает, что полученное оправдание не должно соблюдаться, а также умножаться пред Богом посредством добрых дел, и что добрые дела являются всего лишь плодами или признаками полученного оправдания, а не поводом для него: да будет анафема".

"Если кто-либо станет утверждать, что жертва мессы является всего лишь жертвой хвалы и благодарения; что месса совершается только как воспоминание о жертве, совершенной на кресте, и сама по себе не является жертвой умилостивления; что она необходима только для того, кто ее принимает, и ее не нужно приносить за живых и мертвых - за их грехи, болезни, и для всех других потребностей: да будет анафема"

[Обратите внимание на Рим. 3:20, 28; 4:4-5. 10:2-3; Гал. 2:16; 3:10-14; Еф. 2:8-10; Титу 3:3-8.]

Триентский собор также ставит под сомнение Библейское учение о том, что только Христос является нашим Первосвященником, Посредником и Главой Церкви:

"Если кто-либо станет утверждать, что в Новом Завете нет видимого священства, что никто не наделен властью, чтобы освящать и раздавать подлинные тело и кровь Господа, чтобы прощать и отпускать грехи, что духовный сан предназначен только для служения проповедью: да будет анафема... Все верные Христу должны верить, что Апостолы (основатели церкви) и папа римский - первенствующие над всем миром, и что папа римский является преемником главы Апостолов, блаженного Апостола Петра, а также истинным наместником Христа, главой всей Церкви, отцом и учителем всех христиан; и что благословенный Апостол Петр наделил его всеми полномочиями, чтобы руководить, управлять вселенской Церковью Иисуса Христа, Господа нашего, и питать ее. Все обязаны подчиняться этой власти не только в вопросах веры и нравственности, но и в вопросах, касающихся руководства церковью во всем мире"

[Обратите внимание на Матф. 23:8-10; Евр. 8:1-6; 9:6-14; Гал. 2; 1 Пет. 2:5, 9; 5:1-3; Откр. 1:6, 17.]

Наряду со Христом католицизм также превозносит Марию:

"Все мы можем искать заступничества нашего святого Искупителя, однако, ни с чем несравнимо заступничество Марии. Размышления Марии и действенность ее молитв уникальны, недоступны никому другому... Более того, у верных принято считать, что все благости, принадлежащие нам благодаря смерти и страданиям нашего Всевышнего Искупителя, даются после молитв к Марии"

[Обратите внимание на Луки 1:46-48; 1 Тим. 2:5-6; Иоан. 14:6.]

Католицизм запрещает священникам, монахам и монахиням вступать в брак, а также требует, чтобы в определенные периоды католики воздерживались от употребления в пищу мяса:

"Состояние безбрачия - одна из обязанностей духовенства Латинской Церкви, служителям которой запрещено вступать в брак. От них требуется полное воздержание... Второй Ватиканский Собор в 1965 году подтвердил действенность закона о безбрачии для всех, принявших священство... Канонический закон также требует воздерживаться от употребления в пищу мяса и мясных супов"

[Обратите внимание на 1 Тим. 4:1-7.]

Заодно с либеральными протестантскими богословами, католические богословы, как правило, принимают теорию теистической эволюции:

"В нашем распоряжении находятся труды Тейльгарда де Чар дин и Карла Райнера... Божий план представляет из себя эволюцию, истоки которой начинаются от дней творения. В конечном итоге, она завершится полным совершенствованием человека... Но как быть с учением о мгновенном сотворении души первого человека? Здесь, опять-таки, у нас нет нужды прибегать к чудотворному вмешательству Бога. Изначальная материя предусмотрела такой природный рывок в самом процессе эволюции"

[Обратите внимание на Быт. 1-2; Рим. 1, 18-21; Иоан. 1:1-3; Кол. 1, 16-17; Евр. 11:3; 2 Пет. 3:1-10.]

Триентский собор также подтвердил приемлемость идолопоклонства:

"Все те, кто утверждает, что не следует почитать святых и поклоняться им; что почитание священных памятников бесполезно, что верные напрасно посещают места, освященные памятью святых, в надежде получить помощь - достойны полного осуждения. . Более того, изображения Христа, Пречистой Матери и Бога, а также других святых, следует хранить, в особенности, в храмах, воздавая им честь и поклонение"

[Обратите внимание на Исх. 20:4-5. Иоан. 4:23-24; Д. Ап. 17:24, 25; Рим. 1:18-25.]

Восточная православная церковь

Восточная православная церковь, как русская так и греческая, являются членами либерального Всемирного совета церквей. В своем учении православная церковь имеет много общего с римско-католической церковью. Согласно "Расширенному катехизису восточной церкви", к Священному Писанию прибавляются церковные предания (см. 2 Тим. 3:16-17; Откр. 22:18-19), утверждается превозношение Марии (см. Луки 1:46-48; 1 Тим. 2:5-6; Кол. 1:18) и учение о спасении посредством церковных таинств (см. Рим. 3:20, 28; 4:4-5; 10:2-3; Гал. 2:16; 3:10-14; Еф. 2:8, 9; Титу 3:5). Так, в Катехизисе православной церкви написано:

16. Каким образом распространяется среди людей Божественное откровение?

Двумя путями: через священное предание и Священное Писание.

190. Какие мысли должны быть у вас о высоком достоинстве Святой Девы Марии?

Будучи Матерью Господа, она отличается от других мерою благодати и своей близости к Богу, а, следовательно, по своему достоинству отличается от всех других сотворенных существ; поэтому православная церковь почитает ее выше херувимов и серафимов.

263. Каким образом земная церковь общается с церковью небесной?

Молитвою веры и любовью. Принадлежащие к земной церкви, вознося свои молитвы к Богу, одновременно призывают на помощь святых, принадлежащих к церкви на небе; а те, стоя на самой высокой ступени в предстоянии Богу, своими молитвами и ходатайствами очищают, укрепляют и преподносят Богу молитвы верующих, живущих на земле, и, по воле Божией, оказывают на них благодатное и полезное воздействие невидимо или явно, или же какими-либо другими путями.

272. Если вселенская церковь объемлет в себе всех истинных верующих со всего мира, то не должны ли мы признать, что все верующие должны принадлежать к ней, чтобы получить спасение?

Все, имеющие вечное спасение, получают его только в единой вселенской церкви.

284. Что такое "таинство"?

Таинство - это священнодействие, посредством которого благодать или же, другими словами, спасительная Божья сила таинственным образом воздействует на человека.

285. Сколько существует церковных таинств?

Семь: 1). Крещение; 2). Миропомазание; 3). Покаяние; 4). Причастие (Евхаристия); 5). Брак; 6. Рукоположение (и постриг); 7. Помазание елеем больных (соборование).

304. Почему нельзя повторно преподавать крещение?

Потому что крещение - это духовное рождение, а так как человек рождается только один раз, то и креститься можно только один раз.

315. Что такое причастие?

Причастие есть таинство, при котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает тело и кровь Христа для вечной жизни.

3. Группы универсалистов

Отличительной характеристикой отдельных псевдохристианских групп является их универсалистский уклон. Они верят в то, что есть множество путей к Богу посредством различных религий, а также верят во вселенское отцовство Бога и вселенское братство людей. К этим группам относятся Унитарные универсалисты, Школа христианства "Единение" и спиритизм.

Унитарные универсалисты

В 1961 г. унитарная церковь и церковь универсалистов слились в одну организацию под названием унитарно-универсалистской церкви. Основная отличительная особенность их заключается в том, что они отвергают богодухновенность Библии:

"У нас нет определенного символа веры! В формулировке всякого символа веры, как правило, просматривается косность, а поэтому унитарный универсалист предпочитает следовать диктату разума, совести и опыта.... В нашей среде разум занимает то место, которое в ортодоксальных религиях обычно отводится откровению... Мы не признаем непогрешимых руководств... Библия полна неточностей, полна ошибок, в ней нет никакой последовательности". [Обратите внимание на 2 Тим. 3:16-4:4; 2 Пет. 16-21; Матф. 5:17-20; Иоан. 10:35; 17:17; 1 Фес. 2:13.]

Согласно данным, полученным в результате исследований, только три процента приверженцев универсализма верят в существование библейского Бога, как личности, тогда как подавляющее большинство считает, что Бог - это олицетворение энергии любви эволюции. [Обратите внимание на Мар. 12:29, 30; 1 Кор 8:4-6; Евр. 11:3, 6.]

Унитарные универсалисты отвергают учение о личном спасении чрез веру во Христа:

"Для нас спасение не является еще одним земным путешествием - своеобразным полетом на крыльях догмы. Это этическое устремление, это достижение нравственных ценностей... Постепенно в сознании универсалистов произошел заметный сдвиг, так что спасение уже больше не связано с событиями загробной жизни. Оно является процессом самоудовлетворения и социального преображения". [Обратите внимание на Матф. 1:18-25; Иоан. 1,1-3; 5:17-18; 8:24; 10:30-39; 20:26-31; Рим. 9:5; Тит. 2:13; 1 Иоан. 5:20.]

Школа христианства "Единение"

В конце XIX века Чарлз и Миртл Филлмор основали школу христианства "Единение". Центр движения "Единение" находится в штате Миссури, США. Согласно учения Филлмор, Бог - это безличный "принцип":

"Бог - это ни мужчина, ни женщина, а "оно", или принцип". "Сам Бог никого и ничего не любит. Бог - это любовь в каждом из нас и во всех нас... Бог проявляет все Свои качества не иначе, как через внутреннее осознание вселенной и человека"

[Обратите внимание на Мар. 12:29, 30; 1 Кор. 8:4-6; Евр. 11:6.]

В символе веры движения "Единение" отрицается абсолютный авторитет Священного Писания и выражена вера в перевоплощение:

"Мы верим, что Священное Писание состоит из свидетельств людей, которые в какой-то мере уразумели божественный Логос, но написанное ими никак нельзя принимать за окончательный авторитет". [Обратите внимание на 2 Тим. 3:16-4:4; Иоан. 10:30; 17:17; 1 Фес. 2:13; 1 Иоан. 4:5-6.]

"Мы верим, что причиняемый смертью распад духа, души и тела аннулируется новым рождением на земле того же духа и души, только в другом теле. Мы верим, что повторяющиеся перевоплощения человека являются актом милосердия, предусмотренным любящим Отцом для того, чтобы все получили возможность достичь бессмертия путем перерождения, как это было с Иисусом". [Обратите внимание на Евр. 9;27; Луки 16:19-31; 2 Кор. 5:6-8.]

В публикациях движения "Единение" содержатся следующие еретические утверждения: "Бог является всем и все является Богом", "Греха не существует". [Обратите внимание на Рим. 1:18-25; Кол. 1: 16-17; Иоан. Ы-3; Рим. 3:10, 19-23; 1 Иоан. 1:8-10.]

Последователи движения "Единение" не верят, что Иисус есть Христос - Бог, явившийся во плоти "В

Библии написано, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, но здесь не имеется в виду Иисус из Назарета; здесь имеется в виду Христос - духовная сторона личности Иисуса, которую Он провозглашал во всем, что делал, проявляя в Своем внешнем "Я" до тех пор, пока сама плоть Его, Его тело не было вознесено, став очищенным, одухотворенным, искупленным. Таким образом Он стал Иисусом Христом - Словом, ставшим плотию... Мы тоже должны перейти в Его совершенное состояние, став такими, как Он, потому что в каждом из нас заложен Христос, единородный Сын. И мы можем достичь проявления Христа в нас через Иисуса Христа, Который является нашим Искупителем и примером". [Обратите внимание на Иоан. 1:1-14; 20:26-31; 1 Иоан. 4:1-6; 2 Иоан. 7-11; Матф. 16:15-17; 24:5; Быт. 3:4,5.]

Спиритизм

Движение спиритистов в его настоящем виде было возрождено сестрами Фокс в конце XIX века в Нью-Йорке. Спиритисты утверждают, что они обладают способностью вызывать духов умерших, а также входить в контакт с ангелами и духами-проводниками. Подобная практика была известна еще в глубокой древности под названием некромантии, представляющей из себя контакты с демонами с применением немалой доли мошенничества. Одной из самых больших групп спиритистов, которая, ко всему, называет себя христианской, является Всемирная христианская ассоциация спиритистов. Эта ассоциация приняла следующий символ веры;

"(1) Я верю в единого Бога, Который есть любовь. (2) Я признаю главенство Иисуса Христа. (3) Я верю, что Бог проявляет Себя через неограниченную силу Святого Духа. (4) Я верю в то, что душа, с присущими ей индивидуальными отличиями, не умирает в момент физической смерти человека. (5) Я верю в возможность общения с Богом, с Его служебными ангелами и с душами, находящимися в условиях, отличающихся от нашей земной жизни. (6) Я верю, что все сотворенные Богом формы жизни находятся в прямой взаимосвязи между собою, и будут развиваться до тех пор, пока не достигнут совершенства. (7) Я верю в полную справедливость законов жизни, управляющих всем существующим. (8) Я верю, что соделанные грехи могут быть исправлены только самим грешником, при содействии искупительной силы Иисуса Христа, через покаяние и служение ближним".

Попытки войти в контакт с духами совершаются посредством медиумов, сеансов, трансов и т.п.. Священное Писание строго осуждает все виды некромантии и оккультных проявлений (Луки 16:19-31; Ис. 8:19, 20; 1 Кор. 10:20; Лев. 20:6; Вт. 18:9-14). Спиритизм отвергает основы христианского учения о Троице, о Боге, как Творце всего существующего, о божественной сущности личности Христа, о заместительной жертве Его крови, и о том, что Христос является нашим Спасителем:

"Я могу сказать вам, что для Бога не имеют значения ни символы веры, ни догматические различия;

мусульманин, индус и еврей - в такой же мере Его дети, как и христиане, а поэтому, все они - мои и ваши братья. Никто из них не сможет занять особого места никаким другим путем, а только подвижническим личным служением... Награды раздаются по заслугам... В разных уголках земли было уже много пророков и много спасителей - людей, которые несли окружающим мудрость, обретенную опытом, которые учили о братстве, единстве и любви... Иисус искал знания во многих странах: у индийских философов, у жрецов из Персии и Египта... Вся истинная премудрость земных и духовных законов может быть выражена в одном слове - Любовь".

"Лорд Доудинг в конце своей книги Обителей много с одобрением говорит об откровениях, полученных медиумом Стейнтоном Мозесом от управляющего духа по имени Император: 'В первую очередь, правоверному христианину придется усвоить, что учение о Троице не имеет приверженцев в высших кругах мира духов. По всей вселенной отвергается утверждение о божественности Христа и Его равенстве с Отцом. Иисус Христос действительно был Сыном Божьим - так же, как и мы являемся сынами Божьими'... Мы (христиане) научены верить тому, что прощение грехов даруется кающемуся грешнику посредством заместительной жертвы Христа. С этим учением Император энергично борется".

[Обратите внимание на Иоан. 1,1-3, 14; 5:17, 18; 8:24, 41-44; 10:30-39; 14:16-17; 20:26-31; Матф. 28:19; Кол. 1:12-19; 2:6-10; Иоан. 14:6; Д. Ап. 4:12; Гал. 2:16; 3:10-14, 26; Рим. 1:18-21; 5:8, 9; 1 Кор. 15:1-4; 1 Иоан. 4:1-6; 5:20, 21.]

4. Культовые группы

Культовые группы - это религиозные объединения, основной отличительной особенностью которых является следование за каким-то руководящим религиозным авторитетом, приверженцы которого ставят его мнение на один уровень со Священным Писанием. Культовые группы исповедуют всевозможные разновидности учений о спасении посредством добрых дел и зачастую отвергают библейское учение о Троице. Утверждая, что они христиане, при этом приверженцы культов рассматривают свою церковную группу, как единственно правильную церковь, сохранившую подлинное выражение христианства. К подобным группам относятся: свидетели Иеговы, мормоны, церковь "Христианской науки". Церковь Христа, адвентисты седьмого дня, Церковь унификации, движения "Международный путь" и "Всемирная церковь Божия".

Свидетели Иеговы

В девятнадцатом веке Чарлз Руссель стал основателем движения свидетелей Иеговы. Какое-то время его последователей называли "Русселитами". Все общины свидетелей Иеговы находятся под контролем общества "Сторожевая Башня". Они отрицают многие из основных библейских принципов, а также отвергают учение о бессмертии души и вечном наказании. Вот чему учат Свидетели Иеговы:

"Когда заходит речь о смерти, нет никаких намеков на то, что есть бессмертная душа, продолжающая жить после смерти... В Библии ясно сказано, что наше сознательное существование не продолжается посредством души или духа, оставляющих тело в момент смерти... В Слове Своем Иегова проявляет Себя Богом любви. Поэтому учение о геенне огненной является оскорблением Его личности и ложным обвинением в невообразимо ужасной жестокости... В Библии ясно сказано, что осужденные Богом, как недостойные жизни, будут подвергнуты не вечным мучениям в пламени огня, а вечному уничтожению, и, к тому же, не будут бесконечно сохраняться в живых. Значит, адский огонь является только символом полноты этого уничтожения".

"Утешительно то, что ад, так называемая "братская могила всего человечества", будет лишен своих мертвецов. Одни, будучи духовными существами, воскреснут для небесной славы, как это было с Иисусом Христом. Однако, преобладающее большинство будет возвращено на восстановленную землю, чтобы там наслаждаться райской жизнью. Согласно Божьей новой системе, если воскрешенные мертвые будут исполнять праведный закон Божий, они никогда больше не подвергнутся смерти". [Обратите внимание на Луки 16:19-31; Матф. 25:46; Откр. 6:9-11; 20:10-15.]

Свидетели Иеговы учат, что спасение можно заслужить делами:

"По пробуждении - с тем преимуществом перед Адамом, что им пришлось испытать воздействие зла - те, которые с благодарностью примут искупление, как Божий дар, смогут жить вечно, если согласятся соблюсти первоначальные условия о послушании. Потребуется полное послушание, и в царстве Князя мира будет дана доведенная до совершенства способность слушаться. В этом и заключается предлагаемое миру спасение"

[Обратите внимание на Иоан. 6:47; Рим. 3:20, 28; 4:4,5; 10:2, 3; Гал. 2:16; 3:10-14; Еф. 2:8, 9; Титу 3:5.]

Свидетели Иеговы отвергают святую Троицу, божественность Иисуса Христа, Его телесное воскресение и второе пришествие:

"Что же касается Святого Духа, так называемого третьего лица Троицы, то мы уже рассмотрели, что это не личность, а действенная сила Бога... Учения о 'Троице', бессмертии человеческой души и огненных муках ада... свидетельствуют о ложности религии, и ставят ее в один ряд с Великим Вавилоном".

"Некоторые серьезно поверили, что Иисус является Богом. Но такой вывод не находит подтверждения в Писании... Мы имеем полную уверенность в том, что Его человеческое тело не было воскрешено... А что касается второго явления Господа, то оно не будет видимым для человеческого глаза".

[Обратите внимание на Матф. 28:19; Иоан. 1:1-3; 5:17-19; 8 24 58- 10:30-39; 14:16, 17; 20:26-31; Д. АП. 1:11; 5:3,4; Рим. 9:5; 1 Кор. 15:1-20; Откр. 1:5-7.]

Мормоны

Религия мормонов была основана Джозефом Смитом в девятнадцатом веке. В наши дни мормонская церковь известна под названием церкви Иисуса Христа из святых последних дней с центром в штате Юта. У мормонов произошло разделение, и отделившаяся группа носит название реорганизованной церкви Иисуса Христа из святых последних дней с центром в штате Миссури. Мормоны прибавляют к существующему тексту Библии новые откровения. Они учат:

"Посему, хотя ты имеешь Библию, однако не должен допускать мысли, что Я остановлюсь на этом и ничего больше не будет написано... Ибо на основании вновь написанных книг Я буду судить мир, каждого человека, по делам его, в соответствии с тем, что написано. Вот, Я проговорю к евреям, и они все это запишут; Я проговорю также к нефитам, и они запишут; и Я проговорю ко всем народам, и они запишут". [Обратите внимание на Еф. 2:19-21; Евр. 1:1, 2; 2:3, 4; Иуды 3, 4; 2 Тим. 3:16-4:4; 2 Петра 1:16-2:2; Откр. 22:18, 19.]

Джозеф Смит считал, что Библия не является безошибочным Словом Божиим. Он решил пересмотреть текст и внес в него свои поправки: "По повелению Господа, действуя под влиянием духа откровения, пророк исправил и пересмотрел английский перевод Библии (1611 года), кое-что изъяв или же прибавив к тексту, и таким образом создал то, что сегодня мы называем Богодухновенной версией Библии". [Обратите внимание на Матф. 5:17-20; 24:35; Иоан. 10:30; 14:26; 17:17; 1 Фес. 2:13; 2 Петра 1:16-2:2; 2 Тим. 3:16-4:4; 1 Иоан. 4:5, 6; Откр. 22:18, 19.]

Мормоны придерживаются еретических идей о Боге:

"Я желаю заявить, что всегда, где бы я ни проповедовал на тему о Божестве, я говорил о богах во множественном числе".

"Во-первых, Сам Бог, сидящий на престоле на небесах, такой же человек, как каждый из вас... Сам Бог Отец жил на земле так же, как Иисус Христос жил на земле... Вы сами должны научиться, как стать богами".

"Творить - это значит организовывать. Поэтому, крайне неверно и лишено всякого богодухновения понятие, что мир и все существующее в нем было сотворено из ничего".

"Рождение Спасителя произошло естественным путем, без участия какого-либо мистицизма, и Бог Отец был таким же буквальным родителем Иисуса по плоти, как и по духу".

[Обратите внимание на Мар. 12:29, 30; Иоан. 1:1-3; 4:23, 24; Луки 1:26-35; Кол. 1:12-19; Евр. 11:3.]

Мормоны учат, что спасение достигается посредством добрых дел:

"Значение заместительной жертвы заключается в том, что человеку, который по природе своей является неиспорченным и непорочным, дается возможность (по действию благодати Божией через Христа) заслужить спасение добровольным послушанием закону. Посредством грехопадения, воспользовавшись своей свободой, человек приобрел возможность вести нравственный образ жизни, а через заместительную жертву он приобрел возможность получить спасение и вечную жизнь, соответственно своим заслугам"

"По вере, крещение ведет к исполнению заповедей; а исполнение заповедей несет с собой прощение грехов". [Обратите внимание на Рим. 3:10, 19-23, 28; 5:12; 10:2, 3; Еф. 1:7; 2:8-10; Гал. 2:16; 3:10-14; 2 Тим. 1:9; Титу 3:3-7.]

Церковь "Христианской науки"

В девятнадцатом веке Мэри Бейкер Эдди основала группу, которой она дала название 'Христианская наука'. Она написала руководство по вероисповеданию церкви "Христианской науки" под заглавием "Наука и здоровье с ключом к Писанию". Мэри Бейкер Эдди утверждала, что ее труд имел богодухновенное происхождение:

"Не я сама, но божественная сила Истины и Любви, которая бесконечно выше меня, продиктовала мне руководство к "Науке и здоровью с ключом к Писанию"... Я бы покраснела от стыда, если бы написание "Науки и здоровья" было от человека, и, если бы я, без вмешательства Бога, сама была автором. Но так как я была только писцом, как эхо, передавая гармонию небес в божественной метафизике, я не должна проявлять излишней скромности в своей оценке учебника по Христианской науке".

[Обратите внимание на Иоан. 14:26; 16:13; 2 Тим. 3:16, 17; Матф. 7:15-20; Откр. 22:18, 19.]

В своей книге "Наука и здоровье с ключом к Писанию" мадам Эдди противоречит основным христианским доктринам о Троице, Божьем творении, воплощении Христа, реальности греха, искуплении посредством крови Христа:

"Жизнь, Истина и Любовь в совокупности составляют триединое лицо, называемое Богом, являясь отождествлением тройного божественного Принципа - Любви. Представляя троицу в единстве, три в одном - являясь единым в сущности, сохраняя при этом многообразие в функциях: Бог, Отец-Мать; Христос, духовная идея сыновства; божественная наука или Святой Утешитель" (стр. 331). [Обратите внимание на Матф. 28:19; Иоан. 1:1-3; 14:16, 17; 17:3; Евр. 11:6.]

"Научность и истина божественного творения были представлены в рассмотренных стихах, а теперь обратите внимание еще на такое заблуждение, как материальный взгляд на творение... Научность первой записи указывает на неверность второй" (стр. 52). [Обратите внимание на Быт. 1-2; Иоан. 1:1-3; Рим. 1:1-8-21; Кол. 1:16; Евр. 11:3; 2 Петра 3:3-10; Ис. 8:20; Иоан. 10:30.]

"Христос бесплотен, духовен... Телесный же человек Иисус имел человеческую природу. Иисус проявил Христа. Слово 'Христос' не является синонимом для Иисуса... Эта двойная личность - видимое и невидимое, духовное и материальное, вечный Христос и телесный Иисус, явившийся во плоти - и так продолжалось до дня вознесения Учителя, когда человеческое или материальное понятие "Иисус" исчезло, между тем как духовная суть - Христос продолжает существовать в вечном устройстве Божественной науки" (стр. 332, 333, 334). [Обратите внимание на Иоан. 20:26-31; Матф. 16:15-17; 1 Иоан. 2:18-26; 4:1-6; 5:1-5; 2 Иоан. 7-11.]

"Но если болезнь и грех являются только иллюзией, то пробуждение от этого смертного сна или иллюзии приведет нас к здоровью, святости и бессмертию. Этим пробуждением является вечное пришествие Христа, возвышенное явление Истины, которая удаляет ошибки и исцеляет больных. Это то спасение, которое приходит чрез Бога, чрез божественный Принцип и ту Любовь, которая была проявлена в Иисусе" (стр. 230). [Обратите внимание на Рим. 3:10, 19-23; 5:12; 1 Иоан. 1:8-10; 2 Пет. 3:3-10; Евр. 9:26, 27.]

"Каждый порыв покаяния и боль страдания, каждая попытка исправиться, каждая добрая мысль и доброе дело помогут нам понять заместительную жертву Иисуса за грех и ее силу... Сила распятия кроется в практической любви и доброте, проявленных к людям... Сама по себе кровь Христа не имела большей силы очищать от греха, когда она проливалась на 'осужденного', чем когда она текла по Его венам, когда Он ежедневно творил дела Отца Своего" (стр. 19, 24, 25). [Обратите внимание на Рим. 3:28; 5:8, 9; 10:2, 3; 1 Кор. 15:1-4; Еф. 2:8, 9; Евр. 9:14, 22.]

Церковь Христа

Основателем Церкви Христа в XIX веке был Александр Кемпбелл. Фактически, приверженцев Церкви Христа нередко называли "Кемпбеллитами", а их движение "Кемпбеллизмом". Об Александре Кемпбелле говорили, что он стал "Учителем-Духом и на него обращены теперь все взоры - он чувствовал, что само Провидение выдвинуло его вперед". Александр Кемпбелл и Вальтер Скотт утверждали, что в 1827 г., впервые со времен первоапостольской церкви, они восстановили или возвратили церкви "первозданное Евангелие". Согласно доктринам Церкви Христа, спасительная благодать приравнивается к возрождению через крещение, спасение утверждается посредством добрых дел, а оправдание чрез веру полностью отвергается. Обратите внимание на то, как два ведущих богослова Церкви Христа объясняют спасение:

"В отличие от крещения и дел послушания, вера... не приводит человека к полному соединению со Христом. Крещение является тем актом, посредством которого человек всецело - душой, разумом и сердцем, подготовленным верой, а также телом - соединяется со Христом. Только в таком случае обещано отпущение грехов...Через крещение в душе вступает в силу новый принцип жизни".

"Когда человек, пребывающий во Христе, грешит, то он осуждается не как чуждый грешник, но как неверное и недостойное чадо Божие. С тем, кто во Христе, поступят как с нарушившим свой обет неверным чадом, которое будет отвергнуто в последний день... И определенно то, что ни один человек не может иметь уверенности, что он имеет жизнь вечную, пока он находится в своем смертном теле; ибо до тех пор, пока человек жив, он может согрешить и потерять вечную жизнь. Слово 'оправдан' относится к тому, кто был послушен Евангелию и продолжает жить по его указаниям. Если же человек перестает жить так, как учит Божие Слово, он перестает быть оправданным".

[Обратите внимание на Рим. 3:20, 28. 4:4, 5; 10:2, 3; Гал. 2:16; 3:10-14; Еф. 2:8-10; 2 Тим. 1:9; Титу 3:5; Иоанн. 3:36; 5:24; 6:47; 11:25, 26; 10:27-30; 1Иоан. 2:19; Д. Ап. 10:43-47; Луки 23:39-43.]

Проповедники церкви Христа по-разному свидетельствуют относительно Троицы. Обратите внимание, как некоторые из них рассматривают божественность Христа и служение Святого Духа:

"Мы исследовали символы веры многих исповеданий, и все они утверждают, что Христос является 'истинным и вечным Богом '. Тем самым все они противоречат Божьему Слову".

[Обратите внимание на Матф. 1: 18-25; Иоан. 1:1-3; 5:17-19; 8:24, 58; 10:30-39; 20:26-31; Рим. 9:5; 1 Иоан. 5:20.]

"Бог и Христос никогда не вселялись в кого-либо; а поэтому Дух Святой также не может обитать в ком-либо". [Обратите внимание на Иоан. 14:16, 17; Рим. 8:9; Гал. 3:14; 5:16-24; 1 Кор. 6:19.]

Адвентисты седьмого дня (или субботники)

В XIX веке пророческие писания Вильяма Миллера положили начало движению адвентистов седьмого дня. Он утверждал, что второе пришествие Христа произойдет в 1844 году. Когда же его предсказание не исполнилось, Эллен Уайт, притязавшая на звание пророчицы, спасла положение своим учением, будто Христос на самом деле пришел в 1844 году, но только духовно, чтобы начать 'судебное расследование' на небе. Одной из основополагающих доктрин этого течения является утверждение о необходимости соблюдать ветхозаветную еврейскую субботу. Учение Э. Уайт, которую адвентисты считают пророчицей, еретично в вопросах спасения, нового откровения, бессмертия души, вечного наказания и празднования Субботы:

"Сам Бог, а не заблуждающийся смертный человек, провозгласил, что спасет их от гибели... Когда я обращаюсь к вам со свидетельством, содержащим предупреждение и обличение, то многие из вас считают, что это всего-навсего мнение сестры Уайт. Этим вы глубоко оскорбляете Святого Духа Божия".

[Обратите внимание на Иер. 23:25, 26; 2 Петра 1:16-2:1; Иуды 3, 4 ст.; 2 Тим. 3:16, 17; Откр. 22:18, 19.]

"Теория о бессмертии души была одним из ложных учений, позаимствованных Римом у язычества, позже внесенным в христианские доктрины... Нигде в Священном Писании мы не находим подтверждения, что после смерти праведные отправляются в то место, где они получат награды, а нечестивые - в место наказания. Как несовместимо с проявлением чувств любви и милосердия, и даже просто с проявлением справедливости, учение о том, что умершие нечестивые будут мучиться в неугасимом адском- огне на протяжении всей вечности". [Обратите внимание на Матф. 25:46; Мар. 9:43-48; Луки 16:19-31; Иоан. 5:24; 11:25, 26; Откр. 6:9-11; 20:10-15.]

"Христос согласился умереть вместо грешника, чтобы человек, живя жизнью послушания, мог избежать наказания закона Божьего". "...В последние дни со всею ясностью проявится необходимость в соблюдении субботы. Когда же настанет это время, тогда всякий, кто не будет соблюдать субботы, получит печать зверя и не будет допущен на небо". [Обратите внимание на Иоан. 6:40, 47; Д. Ап. 13:39; Рим. 3:19-22, 28; 4:4, 5; 10:2, 3; Еф. 2:8-10; 2 Тим. 1:9; Титу 3:5; Кол. 2:13-17; Гал. 2:16.]

Церковь унификации (объединения)

Во второй половине XX века кореец Сан Мунг Мун основал церковь унификации. Произошло это в Корее после Второй мировой войны, когда, совместно с группой пятидесятников, он увлекся мистическими переживаниями и откровениями. В результате этого, Сан Мунг и его церковь унификации стали выражать мессианские притязания: "С того момента он стал абсолютным победителем на небе и на земле. В тот победный день весь мир духов склонился перед ним... Мир духов признал его 'победителем вселенной и Господином всего творения'... В результате этого переживания, он изменил свое имя и стал называться Сан Мунг Мун, что значит: 'Сияющие солнце и луна' - с оттенком божества уже в самом титуле и намеком на принадлежность ему всей вселенной".

"Бог хотел, чтобы Иисус стал Истинным Родителем всего человечества. Когда Он был распят на кресте, Бог пообещал дать другого Мессию. Он воплотит идею Бога об Истинных Родителях. Он возродит новую Божью семью, восстановив семейный союз согласно Божьему идеалу. Когда у нас будут истинные Божьи Родители, тогда все мы сможем стать подлинными братьями и сестрами... Каждый последователь должен заявить, что он является членом церкви Унификации, а также что он - последователь Сан Мунг Муна. Если же у него не достает смелости сказать это, то он не достоин меня". [Обратите внимание на Фил. 2:9-11; 1 Кор.8:4-6; 1 Иоан. 2:18-26; 4:1-6; 2 Иоан. 7-11; Мтф. 24:4-5; 2 Петра 1:19-2-1.]

Церковь унификации еретично истолковывает вопросы спасения:

"Христианские церкви придерживаются крайне неправильного понятия о суде. Бог есть любовь, Он никого не осуждает... Бог является Богом любви; сама мысль о страданиях человечества, помещенного в ад, причиняет боль Его сердцу. Это никак не может быть приятно Ему. В конечном итоге, Он желает дать освобождение даже для ада... И если вы бескорыстно посвятите свои сто лет Богу, то Бог вознаградит вас вечностью на небесах... Мы учим, что истинным воскресением человека является воскресение сердца - полное восстановление взаимоотношений с Богом. Бог ожидает воскресения всего человечества". [Обратите внимание на Матф. 7:13, 14; 25:46; Мар. 9:43-48; Луки 16:19-31; Рим. 8:18-21; 3:28; 4:4, 5; 10:2, 3; 30 Еф. 2:8, 9; 1 Кор. 15:12-20; 2 Тим. 2:16-21; Титу 3:5, 9-11.]

"Путь международный"

"Путь международный" - одно из течений XX века, возникших сравнительно недавно. Его основатель - Виктор П. Уирвилл, а печатный орган этого движения находится в штате Огайо, США. Виктор П. Уирвилл притязает на то, что получил новые откровения, а также отвергает божественность Иисуса Христа, личность Святого Духа и считает, что для получения спасения необходим дар иных языков:

"Бог говорил со мной явно - вот, как я говорю с вами сейчас. Он сказал мне, что будет учить меня Слову таким образом, как оно было известно только в первом веке, если я, в свою очередь, буду учить этому других". [Обратите внимание на Евр. 1:1, 2; 2:3, 4; Иуды 3, 4; 2 Тим. 3:16, 17; Откр. 22:18, 19; Матф. 23:8-10.]

"Библия учит, что есть только один истинный Бог, и что этот Бог обитал во Христе, что Бог есть Дух, что, в отличие от Иисуса, чье существование началось с Его рождения, Бог вечен". [Обратите внимание на Матф. 1:18-25; Иоан. 1:1-3, 14; 5:17-19; 8:24, 58; 10:30-39; 17:5; 20:26-31; Кол. 1:16, 17; Евр. 13:8; 1 Иоан. 5:20.]

"Дар святого духа является врожденной духовной способностью, силой свыше". "Говорение на иных языках является проявлением духа, производящим истинное богопоклонение... Это внешнее проявление служит доказательством того, что в вас живет Христос".

[Обратите внимание на Иоан. 14:16, 17; Д. Ап. 5:3, 4; Еф. 4:30; 1 Кор. 12:13, 30; 13:8; 14:19, 21, 22; Гал. 5:22, 23; 1 Иоан. 2:3, 4; 5:10-13.]

"Всемирная Церковь Божья"

Герберт Армстронг и Гарнер Армстронг основали "Всемирную церковь Божию" уже в XX веке. Свое учение они распространяют, главным образом, через свой религиозный журнал "Простая истина" и посредством радиовещания. Они отвергают библейское учение о Троице, утверждают, что каждый человек может стать богом, и что спасение можно получить в результате исполнения закона, включая также соблюдение субботы:

"Понимаете ли вы суть всего? Цель вашего существования в том, чтобы вы, в конечном счете, возродились в Царствие Божие, сами стали бы Богом, точно так же, как Иисус был и является Богом, как и Его Отец, другая личность, является Богом... Совершенно ясно, что Бог - это семья, это царство, а не ограниченная троица. Учение о троице было навязано миру в результате Никейского собора, и является продолжением языческой вавилонской троицы Нимрода, Семирами и Таммуза - отца, матери и ребенка. Только, в данном случае, отступившие церкви заменили мать (Семирамь) Духом Святым и назвали Его 'личностью'..."

"Итак, Бог открыл, какой день является Его субботой, а также, что от соблюдения субботы зависит наша жизнь и смерть, так как нарушение Божьей святой субботы - это грех, и наказание - вечная смерть! ... Да, от исполнения этого повеления зависит вопрос вашего спасения и вечности!". [Обратите внимание на Быт. 3:4, 5; Матф. 28:19; Мар. 12:28-30,-Иоан. Ы-3; 14:16; Рим. 3:19-22,28; Гал. 2:16; Кол. 1:16 17; 2:10, 13-17; 1 Иоан. 5:20, 21. 32.]

5. Дополнительный обзор основных доктрин

Завершенность канона Священного Писания

Одним из самых распространенных заблуждений псевдохристианских групп является то, что к канону богодухновенного Священного Писания они прибавляют другие религиозные предания или книги и ставят ж авторитет на один уровень с Библией. Это могут быть различные церковные традиции, те или другие произведения религиозного характера, а порой учение какого-то человека. Однако, крайне важно понять, что канон богодухновенного Священного Писания полностью и окончательно завершен, и что только Библия является единственным непреложным авторитетом во всех вопросах нашей веры и жизни. Полный канон Священного Писания состоит из тридцати девяти книг Ветхого Завета и двадцати семи книг Нового Завета. На протяжении всей своей истории христианская церковь верила, что после того, как были написаны эти канонические книги, Бог не давал больше дальнейших особых откровений.

Основной вопрос, непосредственно касающийся завершенности канона Священного Писания, заключается в авторстве книг Библии. Подлинно каноничны только те книги, которые были написаны или самими ветхозаветными пророками, или новозаветными апостолами, или же писались под их непосредственным руководством. (Амос 3:7; 2 Пет. 1:21; Евр. 1:1, 2; 2:3, 4; Иоан.14:26; 16:13; 1 Кор. 14:37; 1 Фес. 2:13; 1 Иоан. 4:5,6). В наши дни никто не может притязать на звание ветхозаветного пророка или новозаветного апостола. Ветхозаветные пророки избирались Богом Мер. 1:5), были верны Писаниям, написанным прежде (Втор. 13:13), не ошибались в своих предсказаниях (Втор. 18:22), предвещали пришествие Христа (Луки 24:25-27), не были из тех, которые рассказывали "мечты сердца своего" (Иер. 23:14, 16, 21, 25, 26). Новозаветные апостолы были избраны, чтобы передать народу Божьи истины (Мар. 3:13-15; Гал. 1:11,12), были свидетелями Христова воскресения (Д. Ап. 1:21,22; 1 Кор. 9:1), их апостольство подтверждалось чудесами (2 Кор. 12:12; Евр. 2:3, 4). Апостолы преподавали здравое учение (2 Петр. 1:21-2:1; 2 Кор. 11:13-15), они были водимы Духом Святым (Иоан. 14:26; 16:13). Например, Марк и Лука трудились совместно с апостолами Павлом и Петром. Первоапостольская церковь отвергала так называемые "pseudo - pigrapha " (псевдописания), потому что эти писания не являлись подлинно апостольскими. Междузаветные апокрифические книги ни первоапостольской церковью, ни самими иудеями не признавались за канонические.

К тому же, в самой Библии приводятся подтверждения и доказательства ее завершенности. Библия представляет из себя полное откровение учения, оставленного нам Богом. Учение Иисуса Христа и Его Апостолов является кульминацией Божьего откровения (Евр. 1:1,2; 2:3,4). В первоапостольский период христианская вера была утверждена раз и навсегда (Иуды 3-4). Содержа в себе все необходимые наставления для нашей жизни, - все, что нужно человеку для благочестия (2 Пет. 1:3, 4), - Священное Писание завершено, и никому не следует добавлять к его непогрешимому наставлению что-либо от себя (Пр. 30:5-6). Священное Писание завершено и в пророчествах, касающихся событий будущего. Хотя оно и не говорит нам, когда Христос снова придет на землю (Мар. 13:31-33), однако в нем мы имеем достаточно практических знаний о будущем до самого второго пришествия Христа (Откр. 1:1-3). Последний, живший на земле Апостол (он же и последний, избранный Богом апостол, автор нескольких книг в Библии), по вдохновению от Духа Святого, написал в последней главе последней книги Нового Завета строгое предупреждение тем, кто посмеет убавить или прибавить что-либо к пророчеству этой книги. Всякий, кто прибавит хоть что-то к Священному Писанию, в действительности, прибавляет к книге Откровения, и подпадает под Божье осуждение (Откр. 22:18, 19).

Возрождение посредством крещения?

Другое заблуждение, распространенное среди псевдохристианских групп, заключается в веровании, будто духовное возрождение происходит через водное крещение. Католики, православные, либеральные протестанты, мормоны и Церковь Христа - все придерживаются этого заблуждения. Они ссылаются на такие места в Евангелии, как: Д. Ап. 2:38; 22:16; 1 Пет. 3:21; Иоан. 3:5 и Мар. 16:16. Есть полное основание рассматривать эти стихи иначе, но основная проблема с учением, что возрождение будто бы совершается посредством крещения, заключается в том, что такая трактовка идет вразрез с общим новозаветным учением о спасении, вере и крещении. Для правильного понимания Священного Писания необходимо рассматривать отдельные неясные стихи во свете других мест из Библии, предельно ясно освещающих эту же тему. В ответ на вопрос, в чем же заключается правильный подход к толкованию Библии, один богослов сказал следующее:

"В основе верного подхода лежит вывод, что в Священном Писании изложена единственная истинная система богословия, а поэтому все Библейские доктрины непременно должны согласовываться между собой. В свою очередь, это означает, что толкование отдельных мест Священного Писания не может противоречить общему учению Библии по данному вопросу. Отсюда и исходит наше убеждение, что Священное Писание должно истолковываться только самим Священным Писанием"

Ясное учение Нового Завета относительно вопросов крещения и спасения несовместимо с учением о возрождении посредством крещения:

I. Верующий присоединяется ко Христу посредством крещения Духом Святым, а не через водное крещение (Матф. 3:11; Иоан. 14:16-18; Д. Ап. 11:15-18; 1 Кор. 12:3, 13).

II. Христос дарует спасение Духом Святым посредством Слова Божия, а не через водное крещение. (Иоан. 3:5-8; 16:11-17; Рим. 8:9-14; Еф. 1:13, 14; 5:26; 1 Фес. 1:5, 6; 2:13; 2 Фес. 2:13, 14; Титу 3:5; Иак. 1:18-21; 1 Пет. 1:2, 21-25).

III. Не водное крещение, а пролитая кровь Христа смывает всякий грех. (Луки 24:45-48; Рим. 3:25; 5:9; Еф. 1:7; Евр. 9:11-22; 1 Пет. 1:18-21; 1 Иоан. 1:7-9; Откр. 1.5; 5:9).

IV. Религиозные обряды не приносят спасения (Рим. 4:9-13; Гал. 5:1-6; 6:15; Евр. 10:4-10).

V. Само по себе, крещение не является благой вестью (1 Кор. 1:17; 15:1-4), а только образом ('подобие в Рим. 6:3-5; 'образ' - в 1 Пет. 3:21).

VI. Человек может быть крещен, но, в действительности, он не имеет спасения (Матф. 7:21; Д. Ап. 8:9-24; Гал. 5:19-21), или же он может быть спасен до принятия крещения (разбойник на кресте в Луки 23:39-43; Корнилий до крещения в Д. Ап. 10:43-47; 11:13- 18).

VII. Крещение - это акт, следующий за спасающей верой (Матф. 3:5-12; 28:18-20; Д. Ап. 2:41; 8:12, 35-39; 10:43-48; 16:30-34; 18:8).

VIII. Спасение даруется только по благодати, чрез веру (Иоан. 1:12-13; 3:15-18, 36. 5:24; 6:29, 35, 40, 47; 11:25-27; 20:31; Д Ап. 10:43; 13:38, 39; 15:7-11; 16:31; Рим. 1:16, 17; 3:20-22, 28; 4:4, 5; 5:1; 10:2, 3, 9,10, 13; Гал. 2:16; 3:2, 10-14, 26; Еф. 2:8-10; 2 Тим. 1:8-12; Тит. 3:5-7; Евр. 10:38, 39; 1 Пет. 1:5; 1 Иоан. 5:4, 5, 10-13).

Так как в Новом Завете предельно ясно и конкретно изложено учение о крещении, не следует толковать Д. Ап. 2:38; 22:16; Мар. 16:16; Иоан. 3:5 и 1 Петра 3:21, как учение о возрождении посредством крещения. Эти стихи можно с полным правом толковать иначе, не нарушая при этом ни их грамматических особенностей, ни самого контекста. В Д. Ап. 2:38 выражение "да крестится каждый из вас... для прощения грехов" следует понимать: "вследствие" или "в виду того, что грехи ваши были прощены", а не "для того, чтобы получить прощение грехов". В Д. Ап. 22:16 выражение "омой грехи" связано со словами "призвав имя Господа (Иисуса)", а не с крещением. В Мар. 16:16 осуждается отсутствие веры, а не крещения. В полном контексте Иоанна 3:5 не имеется в виду крещение, а слова "родиться от воды", по-видимому, относятся к духовному очищению (Иез. 36:25-27; .Иоан. 3:5, 7, 10; .Тит. 3:5-7) или к рождению свыше от Божьего Слова (Еф. 5:26; Иак. 1:18; .1 Пет. 1:23), а может и к физическому рождению (имеется в виду водяной мешок во чреве матери, Иоан. 3:5, 6). В 1 Пет. 3:21, а в выражении "крещение... спасает", в том же стихе, оно ясно названо "образом", олицетворяя не физическое омовение ("не плотской нечистоты омытие"), но исповедание и проявление послушания со стороны уже очищенного человека "обещание Богу доброй совести". Известный английский проповедник Чарлз Сперджен дает хорошее объяснение этим стихам, которые, порой, производят ошибочное впечатление, будто спасение зависимо от водного крещения:

"Само по себе водное крещение не смывает с верующего его греха, но является для него внешним знаком или символом омытия греха, поэтому видимое характеризует то, что оно символизирует. Так же, как наш Спаситель сказал: 'Сие есть тело Мое', тогда как это было не Его тело, а хлеб; однако, так как хлеб символизировал тело, было вполне уместно воспользоваться выражением. 'Примите, ядите, сие есть тело Мое'. А так как для верующего крещение символизирует омытие греха, то его можно назвать очищением от греха вовсе не потому, что, фактически, это так и есть, а потому, что для спасенной души - это внешний знак и символ того акта, который был совершен в нем силою Святого Духа в момент уверования в Иисуса Христа... При помощи символа моя вера видит то, что он должен означать, а поэтому при крещении баптистерий или вода не имеют в себе особой чудотворной силы.... И само крещение, и вода полезны тем, что наглядно указывают нашей вере на очень важный факт: мы погребены со Христом и воскреснем с Ним в обновленной жизни... Если так разъяснять этот вопрос, то каждый поймет, что крещение занимает свое место в заповедях, соблюдаемых в Божьем доме, но не станет возлагать своего упования на само крещение. Утверждать же, что от крещения происходит спасение - значит заблуждаться! Только вечность покажет, сколько вреда принесло это заблуждение".

Основы вероучения баптистов

Будучи баптистом, автор хочет обратить особое внимание на формулировки учения и принципы веры, которые были заложены при основании баптистских общин в ранний период их формирования. В 1742 г. и в 1833 г. были приняты два основополагающих баптистских исповедания, свидетельствующих о фундаментальных основах веры.

Слово Божие:

I. "Мы верим, что Святая Библия была написана людьми, по вдохновению от Бога, и представляет из себя сокровищницу небесных наставлений; что ее Автор - Бог, ее главная цель - спасение, содержание ее - истина, без примеси и ошибок, что она раскрывает принципы, на основании которых Бог будет судить людей, а поэтому сейчас и до конца существования мира остается истинной основой христианского единства и высшим мерилом для проверки человеческих мнений, поступков и вероисповеданий".

II. "Весь план Божий относительно того, что необходимо для проявления Его славы, а также для спасения людей, для нашей веры и жизни, ясно изложен в Священном Писании, и к нему никогда и ничего нельзя прибавлять - будь-то через новые откровения Духа, или же через людские предания".

Личность Бога.

III. "Мы верим учению Священного Писания, что существует один, и только один, истинный и живой Бог, беспредельный в Своем разуме Дух, чье имя - Иегова, Создатель, Всевышний, Владыка неба и земли, Который невыразимо славен в святости Своей; Он достоин прославления, полного доверия и любви; Бог триедин, и в Святую Троицу входят три Личности - Отец, Сын и Дух Святой, равные в божественном совершенстве, но исполняющие разные, хотя и согласованные между собой задачи в великом деле искупления".

Божий Сын:

IV. "Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, является вечным Богом, сиянием славы Отца, содержащим все и управляющим всем, что Он сотворил. Когда пришла полнота времени, Он принял на Себя человеческую природу, со всеми присущими ей свойствами и ограничениями, однако, был без греха; Он был зачат от Духа Святого во чреве Девы Марии, при сошествии на нее Святого Духа, когда сила Всевышнего осенила ее, и родился от женщины из колена Иудина, от семени Авраамова и Давидова, согласно Священному Писанию; таким образом, во всей своей полноте, две совершенно определенные природы были неразделимо слиты в единую Личность - без какого- либо искажения или путаницы - в Личность, Которая является Самим Богом и, в то же время, человеком - в единого Христа, Который стал единственным. Посредником между Богом и человеком... Он родился под Законом и в совершенстве исполнил Закон. Он понес вместо нас наказание, которое мы сами должны были перенести, в страдании, Он стал за нас грехом и проклятием; Он перенес самые ужасные страдания души и самые болезненные страдания тела; был распят, умер и оставался мертвым, однако тело Его не увидело тления; в третий день Он воскрес в том же теле, в котором пострадал, а затем вознесся на небо, где сидит одесную Отца в роли нашего Ходатая. В конце времен Он снова придет и совершит суд над людьми и ангелами".

Божия благодать:

V. "Мы верим: Священное Писание учит, что человек был сотворен безгрешным, по закону Создателя, но, добровольно преступив закон, впал в грех и утратил свое святое и благое положение; вследствие грехопадения, каждый человек является грешником не по принуждению, а по своему личному выбору. По природе лишенные той святости, которой требует закон Божий, и проявляя ярко выраженную склонность ко греху и злу, все грешники осуждены и приговорены к вечной погибели без оправдания и прощения".

VI. "Мы верим: Священное Писание учит, что возрождение или рождение свыше - это та перемена, которую совершает в душе Святой Дух, посредством чего человеку дается новая природа и новая жизнь, которых он не имел раньше, в результате чего он становится новой тварью во Христе Иисусе; ум такого человека обретает новое расположение к святости, его воля смиряется, он не подвластен больше греху, в его чувствах происходит перемена: вместо любви ко греху и к самому себе у него появляется любовь к святости Божией. Эта перемена происходит мгновенно и совершается исключительно силой Божией, путем, непонятным для разума; признаки этой перемены проявляются в новом расположении ума, в плодах праведности и в обновленной жизни; и без этого спасение невозможно".

VII. "Мы верим: Священное Писание учит, что покаяние является глубоко личным переживанием, вызванным Духом Святым, и состоит из сокрушения о грехах, оскорбительных для Бога и вредных для души, сопровождается глубоким смирением по причине осознания греха и своей вины, и молитвой о прощении; а также знаменуется искренней ненавистью ко греху и постоянным стремлением уклоняться от греха и оставить все, что порочно и нечисто. В виду того, что безгрешных людей нет, раскаяние в грехах приходится часто повторять.

VIII. "Мы верим: Священное Писание учит, что, в качестве проявления евангельской благодати, вера является даруемым Духом Святым средством, через которое душа принимает Христа как заместительную жертву и своего Спасителя. Это согласие разума и сердца, когда они, сливаясь в вере и уповании, принимают свидетельство Божие, как безоговорочную истину, всю надежду возлагая на Христа как источник спасения; таким образом верующий вступает в живое общение с Богом, получив оправдание, и живет, как бы видя Невидимого. Сама по себе вера не спасает, но она открывает душе Христа как совершенного Спасителя, и посредством веры христианин посвящает свое сердце и жизнь Ему".

IX. "Мы верим: Священное Писание учит, что оправдание - это величайшее благословение, которое Христос дарует всякому, кто уверует в Него. Оправдание включает в себя прощение грехов и обетование вечной жизни на принципах праведности; и даруется оно не за какие-либо дела праведности, которые мы сотворили, но исключительно на основании веры в кровь Искупителя. Посредством которой совершенная праведность Христа вменяется нам Богом даром. Оправдание дарует нам состояние благодатного мира, а также приносит одобрение со стороны Бога, обеспечивая нас всеми необходимыми благословениями".

X. "Мы верим: Священное Писание учит, что Божий Закон является вечным и неизменным правилом Божьего нравственного руководства; Божий Закон свят, справедлив и благ. Неспособность падшего человека исполнить его предписания вытекает непосредственно из человеческой греховной природы; главной целью Евангелия благодати является избавление от греховной природы и восстановление послушания святому Божьему Закону через Посредника".

XI. "Мы верим: Священное Писание учит, что освящение - это процесс, посредством которого, согласно воле Божией, мы становимся соучастниками в Его святости. Начавшись в момент нашего возрождения, процесс освящения совершается постепенно; освящение совершается в сердцах верующих Духом Святым, Которым они запечатлены, при постоянном воздействии, в первую очередь, Слова Божьего, а также молитвы, бодрствования, самоанализа и самоотречения; при этом, исполняя свои обязанности, христианин живет добродетельной жизнью".

ХII. "Мы верим: Священное Писание учит о приближении конца времен, когда в последний день Христос сойдет с небес и воскресит мертвых для окончательного воздаяния; в тот момент произойдет строгое размежевание, и нечестивые будут осуждены на вечные страдания, а праведные получат в награду вечное блаженство; итак, в результате этого суда, основываясь на принципах праведности, будет окончательно определено местопребывание каждого из людей: на небесах или в аду".

Отличительные черты баптистов

В дополнение к этим основным доктринам, общепринятым в среде всех верующих в Библию христиан, в беседе с представителями псевдохристианских групп баптисты могут выразить также и свои определенные взгляды по вопросу водного крещения:

"Водное крещение является новозаветним актом, установленным Иисусом Христом, который служит для крещаемых свидетельством их отождествления со Христом в Его смерти и воскресении, их принадлежности Ему, а также прощения грехов и посвящения себя Богу, через Иисуса Христа, для хождения в обновленной жизни. И только тот, кто раскаялся пред Богом, кто верит в Него и исповедует Его Своим Спасителем, может подвергнуть себя этому действию. Внешним элементом при этом служит вода, в которой покаявшийся будет крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа. Для правильного исполнения этого Божьего повеления необходимо полное погружение в воду".

Издано Русской миссией благовестия